Научное общество учащихся «ОДиН»
Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МАОУ «СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина»
Созданная в школе программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ) «ОДиН».
О научном обществе учащихся
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы.
Главная цель НОУ «ОДиН» – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления.
Важным в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков.
Работа в НОУ позволяет расширить образовательное пространство школы.
И, конечно же, немаловажным является развивающее воздействие на личность ребёнка.
Задачи НОУ «ОДиН»:
— развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
— внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
— стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
— совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
— повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.
При работе с одарёнными детьми соблюдаются следующие принципы:
1. применение междисциплинарного подхода;
2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.
Работа в НОУ «ОДиН» ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады)
Для того чтобы творческая и исследовательская работа была плодотворной очень важно создать для ребёнка максимальный душевный комфорт. Но одного душевного комфорта и желания ребёнка мало, необходимо, чтобы и сам педагог был готов к ведению исследовательской деятельности.
О готовности к такой работе свидетельствуют:
— Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
— Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
— Профессиональная компетентность
— Умение найти подход к нестандартным детям
— Доброжелательность, чуткость, педагогический такт
— Знание возрастной психологии
Работа в НОУ «ОДиН» имеет для учащихся школы огромное практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы:
— у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
— они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и конкурсах,
— ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.