МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина
г. Тамбов, Тамбовская область
  • Доступная среда

    «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

    Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

    МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина предоставляет учащимся с ограниченными возможностями здоровья:

    архитектурные условия:
    В рамках реализации программы «Доступная среда» в школе создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов:
    проведена реконструкция архитектурной среды:
    — проведен ремонт в 4-х кабинетах;
    — проведен ремонт рекреации 3 этажа;
    — приобретены и установлены световые маячки;
    — крайние ступени лестницы окрашены в контрастные цвета;
    — закуплена мебель для кабинетов, шкафы — локеры;
    — столики для детей с ДЦП (3 шт.)
    — сиденье для унитаза для детей с ДЦП;
    — пандус-платформа;
    — установлена система видеотрансляции в конференц-зале;
    оборудован тренажерный зал.


    специальное оборудование:
    Приобретено специальное коррекционное оборудование:
    — аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП (специализированный программно-технический комплекс, наушники, микрофон, виртуальная экранная клавиатура, джостик, набор выносимых кнопок, клавиатура с большими кнопками);
    — аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей (специализированный программно-технический комплекс, наушники с микрофоном, программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи, клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой);
    *интерактивные доски (2 шт.);
    *компьютерное оборудование (компьютеры в сборе, МФУ 2 шт.);
    *специальная электроакустическая аппаратура (СУВАГ ), 2S — индивидуального пользования, СУВАГ СТ — 10 коллективного пользования, ЗУА Верботон;
    *IP — СВИФТ «Инкрафрасный помощник»
    *оборудование для сенсорной комнаты;
    *вибростолы к ЗУА


    дидактические материалы:
    Педагогами школы разработаны собственные электронные материалы:
    — для уроков русского языка тестовые задания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное» и др.
    — презентации для уроков русского языка, литературы, развития речи и развития слухового воприятия «На берегах лингвинии», «Времена года», «Пословицы и поговорки», «Памятники культуры», «Поэты о русском языке».
    Учителя в свое работе с детьми с ОВЗ используют специальные мультимедийные программы для адаптированного обучения:
    — «Живой звук»,
    — «Домашний логопед»,
    — Onos Word of Sounds,
    — Программы Audio Log (реабилитарные тренажеры для развития слуха, как для имплантированных пациентов, так и для людей нуждающихся в освоении слуховых аппаратов);
    — для подготовки учащихся к итоговой аттестации используют в своей работе тесты по рускому языку М.П.Книгина, Е.Н.Груздева, комплексный анализ текста Н.В.юЕгоровой, практическую грамматику на уроках русского языка в 4-х частях А.Г.Зикеева, деловое письмо А.М. Шехирева;
    — демонстрационные таблицы «Литература 5-11 класс», «Основные правила орфографии пунктуации 5-9 класс», «Русский язык. Части речи», «Русский язык. Синтаксис»;
    — фонохрестоматия для 7 класса;
    — контрольно-измерительные материалы по русскому языку.


    программно-методическое обеспечение:
    Педагогами школы разработаны материалы:
    — рабочие программы по развитию речи 5-9 класс;
    — рабочие программы по РСВ;
    — научно-методические публикации:
    — «Социализация слабослышащих учащихся на II и III ступенях обучения в рамках общеобразовательной школы»,
    — «Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы»,
    — «Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы»,
    — «Межпредметная интеграция в системе предпрофильной подготовки обучающихся с ОВЗ»;
    — «Обучение детей с депривацией слуха и формирование ключевых компетенций в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута»
    — «Организация индивидуального образовательного маршрута у детей с депревацией слуха»
    — «Формы работы с детьми с нарушением слуха по верботональному методу в условиях общеобразовательного учреждения в классах адаптированного обучения».


    психолого-педагогическое сопровождение (работа специалистов, психолого-медико-педагогического консилиума):
    Для успешной интеграции специалистами нашего учреждения (педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор) обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения. В школе функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, одной из задач которого является психолого-педагогическое сопровождение учащихся классов адаптированного обучения и классов интегрированного обучения. Школьная психолого-медико-педагогическая комиссия тесно сотрудничает с городской и областной ПМПК. В начале учебного года с обучающимися с ОВЗ психолог проводит диагностику выявления характерологических особенностей учащихся, с целью коррекции и развития познавательных интересов учащихся. Знакомит учителей и родителей с результатами обследования учащихся на индивидуальных консультациях, родительских собраниях, тренингах. Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития детей с ОВЗ, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей. Для каждого обучающегося с ОВЗ педагогом-психологом разработан план занятий. Педагог-психолог на своих занятиях использует лингводидактические средства обучения (ЛДСО) — это системный комплекс для обучения детей, состоящий из раздаточных предметных и демонстрационных аудиовизуальных материалов к ним. ЛДСО включает в себя несколько развивающих компонентов: Комплект «Мелкая моторика и графомоторные функции», комплект «Речь и речевое общение», комплект «Мелодика, интонация, темп и ритм речи». Выполнение заданий лингводидактического комплекса проводятся с учащимися как в индивидуальной , так и в групповой форме.
    Учителем-дефектологом разработана программа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и совершенствованию произношения. На своих занятиях учитель-дефектолог использует современные технологии и специальную мультимедийную программу «Живой звук» для коррекционно-компенсаторного обучения детей с нарушением слуха. Комплекс включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных программ, которые направлены на помощь детям, имеющим нарушения слуха и речи разной степени тяжести и происхождения.

    сетевые формы взаимодействия — с ресурсными организациями:
    Школа сотрудничает с различными организациями и учреждениями города. Это комитет образования администрации города Тамбова, городская детская поликлиника №1, лечебно-оздоровительный санаторий «Исток», ТГУ им. Г.Р.Державина, Бизнес-колледж, педагогический колледж им. К.Д.Ушинского, Тамбовская областная спортивная организация, Тамбовский областной детский фонд, ТОГОУ СПО Колледж торговли, общественного питания и сервиса, ТОГОУ Центр развития и творчества детей и юношества, Академия футбола, СДЮШОР №1, СДЮШОР №2, СДЮШОР №3 , ДЮСШОР № 6, Арт-студия «Воспитание красотой», детский сад «Незабудка».
    Одной из главных задач воспитания является развитие творческих способностей учащихся. С этой целью в школе работает система дополнительного образования. В школе функционирует Центр дополнительного образования детей «Академия досуга». Все 100% детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучающихся в школе заняты во второй половине дня в школьных кружках и секциях, а также в учреждениях дополнительного образования города. Обучающиеся с ОВЗ успешно занимаются шахматами, плаванием, греко-римской-борьбой, дзюдо, художественным творчеством.

    ресурсный класс

    Одним из таких условий является ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра. За последние пять лет модель «Ресурсный класс» стала очень популярной, прежде всего, среди родителей, которые зачастую видят в этом чуть ли единственную возможность для детей с аутизмом включиться в общеобразовательный процесс. 
    Задача ресурсного класса заключается в том, чтобы ребёнок как можно раньше адаптировался к школе, но при этом у него была возможность вернуться в комфортную ресурсную зону и при помощи инклюзии двигаться по образовательному маршруту, который позволяет ребёнку с расстройством аутистического спектра включиться в общеобразовательный процесс. 
    В нашем ресурсном классе  каждый из детей занимается по индивидуальной программе. Учителя, работающие в ресурсном классе по образованию дефектологи (для ресурсного класса это обязательно). Ими разрабатывается индивидуальная образовательная программа для каждого ребенка по результатам тестов. Программа рассчитана на год, но по ходу процесса обучения она тоже корректируется. На индивидуальных занятиях формируются разные навыки (академические, речевые, игровые, когнитивные). Именно в этом виде обучения прорабатываются дефициты ребенка, которые невозможно восполнить в условиях групповых занятий. На групповых занятиях уже идет обобщение полученных навыков, потому что одной из трудностей обучения детей с РАС является трудность переноса имеющихся знаний, умений и навыков на другие ситуации. То есть, поняв задание и научившись выполнять его на индивидуальном занятии, ребенок может не выполнить его в изменившихся условиях. Также на этих уроках формируются навыки социального взаимодействия и навыки, необходимые для обучения в регулярном классе. Специалисты ресурсного класса — это команда. И учитель, и тьюторы используют в работе разные методы. Но все они обучены основам прикладного анализа поведения, который позволяет отследить и закрепить определенные академические и социальные навыки.
    В этом помещении (ресурсном классе/комнате), выделяют ряд зон:
    1.    рабочее место учителя/специалиста;
    2.    место для проведения так называемого «круга», для приветствия друг друга/ прощания;
    3.    столы для индивидуальных занятий;
    4.    место для групповой работы;
    5.    зона/комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

    Сенсорная комната.

    Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития детей с РАС, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате с ребёнком с РАС
    1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
    •    снятие психоэмоционального напряжения;
    •    саморегуляция и самоконтроль;
    •    умение управлять своим телом, дыханием;
    •    умение передавать свои ощущения в речи;
    •    умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
    •    формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
    •    уверенность в себе.
    2. Развитие коммуникативной сферы детей:
    •    эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
    •    формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
    •    преодоление негативных эмоций по отнош• ию к сверстникам (агрессивность).
    3. Развитие психических процессов и моторики детей:
    •    произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
    •    память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
    •    развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

    Основные методы работы
    •    Элементы сказкотерапии, арт-терапии с импровизацией
    •    Психогимнастика
    •    Элементы психодраммы
    •    Игры на развитие навыков общения
    •    Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения
    •    Ролевые игры
    •    Релаксация.

    Методики работы
    1.    Цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)
    2.    Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)
    3.    Ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).


    Свечная и мыловаренная мастерские.
    Большую роль в развитии детей с РАС играет мыловаренная мастерская. Мыловарение – идеальный инструмент реабилитации  детей с ОВЗ. Во время работы в мыловарне развивается мелкая моторика, тренируется внимание, память, развивается фантазия, расширяется кругозор.  Мыловаренная мастерская оборудована специализированным комплектом оборудования свечной и мыловаренной мастерских, специализированным комплектом ручного инструмента для работы по пластическому материалу, разнообразными расходными материалами, что позволяет проводить занятия на высоком профессиональном уровне. 
    Работа в мастерских является единственной возможностью принятия участия в предметно-практической деятельности, а творчество, желание создавать что-то своими руками - одна из главных способностей и потребностей человека. Занятия в терапевтической мастерской могут способствовать развитию продуктивной деятельности, формированию пространственных представлений, развитию навыка программирования и контроля, развитию сенсорной сферы, способствовать тренировке крупной и мелкой моторики и двурукой деятельности и т.д.
    Свечная мастерская подходит для работы абсолютно всем людям, даже с самыми глубокими нарушениями. Тепло, покой, запах воска и меда, разнообразие операций обеспечивает интересную работу для всех. В свечной мастерской работы с воском идут по двум направлениям. Первое - воскотерапия, имеющая целью помочь в развитии детям с комплексными проблемами. Второе - опираясь на уже приобретённые навыки и развитые способности, дать подросткам предпрофессиональную подготовку - научить их ремеслу изготовления свечей.
     
    Кабинет социально-бытовой ориентировки
    Говоря об аутизме, следует заметить, что вылечить полностью ребёнка с таким диагнозом нельзя, а вот помочь ему адаптироваться к условиям внешней среды, помочь окружающим людям научиться принимать такого ребёнка в той или иной степени представляется возможным. Для этого специалисты-дефектологи изучают особенности каждого ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) и направляют свою работу на коррекцию, компенсацию его особенностей. Чем раньше удаётся выявить особенности каждого ученика, тем больше шансов на то, что коррекция пройдёт максимально успешно и будет представлена реальная помощь для ребёнка с РАС. На раннем этапе формирования той или иной функции при РАС сложность задач, стоящих перед специалистами, родителями и педагогами, резко возрастает, так как стереотипию, которая уже сформировалась у ребёнка, довольно сложно преодолеть, перспективы социальной адаптации значительно усложняются.
    Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
    Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
    Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
     

    Акция «Зажги синим».
    02 апреля 2024, 21:00

    В нашей школе стартует акция «Зажги синим», которая приурочена к Всемирному дню распространения информации об аутизме – 2 апреля.

    Стажерская площадка на 2022-2025 годы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie